Странная дружба России с Ираном: торговый оборот растёт, но санкции мы не снимаем https://dzen.ru/a/ZCq0jpsgdGEZ_1ya
Когда-то Советский Союз производил огромное количество грузовых и легковых автомобилей, которые, кстати, экспортировал на весь мир. А сегодня Россия закупила первую партию иранских легковушек.
Как утверждают некоторые эксперты, эти автомобили уж точно не хуже китайских, а в чём-то даже лучше, поскольку сделаны на базе европейских авто.
Но дело не в этом. Сейчас наблюдается очень интересная тенденция развития российско-иранских отношений. С одной стороны, торговый оборот между двух стран растет, с другой — наше отношение к Ирану как к достойному экономическому и политическому партнеру не особо сильно наблюдается.
Более того, зачастую наши рынки просто закрыты для Ирана, хотя страна давно готова была поставлять сухофрукты, овощи и фрукты. Но почему-то российский рынок для Ирана закрыт в угоду турецким и некоторым другим игрокам.
Почему так происходит? Что, есть какие-то силы, которые не дают двум нашим странам сблизиться до плотных партнерских отношений?
По словам политолога Андрея Перлы, к сожалению, в России действуют очень серьезные лоббистские группы, выступающие за сохранение традиционных экономических связей в ущерб новым отношениям. Даже в условиях санкций, когда речь идет о параллельном импорте, об экспортно-импортных операциях по сельхозпродукции, и даже когда так называемый транспортный коридор «Север – Юг», который проходит через Иран, становится для России одним из самых главных транспортных коридоров, эти силы последовательно лоббируют старые экономические связи.
Им кажется, что гораздо лучше везти параллельный импорт, например, из Японии через Казахстан, переплатив втрое, или те же сухофрукты ввозить из Турции, чем воспользоваться новыми возможностями.
Кстати, здесь нельзя упускать из виду и турецко-азербайджанское лобби, которое сегодня работает в унисон, и не желает пускать Иран на те Российские рынки, где они уже сидят, вплоть до торговых рядов в Москве.
Другая сторона этой медали — история. Россия долгое время очень мало интересовалась тем, что происходит в Иране. И это несмотря на то, что Иран столетиями был крупным южным соседом Российской империи.
У нас есть и история совместных войн. Мы про это мало вспоминаем, но с Ираном Россия воевала в начале XIX века, накануне войны с Наполеоном, когда существенную часть Азербайджана (это были иранские ханства) Россия присоединила себе. Еревань тоже был иранский.
Но именно потому, что иранскую армию вооружали и обучали англичане, мы воспринимали Иран как некую внешнюю часть английской империи, с которой у нас по определению должны быть враждебные отношения.
Это представление частично сохранилось даже после Второй мировой войны. А дальше — хуже. Когда в 1979 году свергли шаха Реза Пехлеви и возникла Исламская Республика Иран, СССР зачем-то в Ирано-Иракской войне вместе с США поддержал Ирак, хотя Ирак не мог выиграть эту войну и не выиграл.
Это, конечно, одна из тяжелых и грустных страниц русской дипломатии. Это ошибка, за которую нам придётся платить очень долго, — считает политолог А. Перла.
Сегодня Иран — одна из крупнейших экономик мира. Страна стремится в БРИКС, стремится к сотрудничеству с Россией и Китаем, с Индией. Иран — это самодостаточная экономика и самодостаточное общество, которое дольше, чем Россия находится под уничтожающими санкциями Запада, но отнюдь не уничтожено.
Иран умеет в экономике то, чего не умеем мы. Например, автомобили, что закупила Россия у Ирана, это малолитражки с АКПП, которые у нас не производятся.
Тем не менее Советский Союз, а затем и Россия вместе со всем миром поддерживала антииранские санкции, несмотря на то, что от этого наша страна только проигрывала. А ведь у нас с Ираном есть два огромных комплекса интересов.
Один связан с атомной энергетикой. Чего Иран не умеет делать, так это АЭС, а мы им строим. С другой стороны, Иран вместе с нами воюет в Сирии против исламского терроризма, противостоит США и Израилю.
Есть ещё две области, которые скоро выйдут на первый план:
- Авиастроение — Иран как-то умудрился под санкциями наладить производство запасных частей для самолетов.
- Фарминдустрия. По словам российских инспекторов, которые по просьбе иранской стороны проверяли объекты фармпроизводства, ориентированного на экспорт в Россию, уровень биологической и медицинской культуры сотрудников, занятых в этом производстве, высочайший, и никому не стыдно будет покупать иранские лекарства.
Есть пока неподтвержденная информация, что часть иранских фармпроизводств были через третьи руки куплены российскими крупными корпорациями, и сегодня некоторая часть лекарств на нашем рынке под разными брендами, в том числе индийскими, фактически произведены в Иране.
Для России это сотрудничество важно ещё и потому, что в Иране такое производство можно сравнительно дешево расширять. Было бы очень правильно, чтобы Россия в рамках импортозамещения производства дженериков не только создавала на своей территории заводы, но и выносила бы их в Иран, потому что дешево и качественно.
В общем, антироссийские западные санкции подтолкнули, наконец, нашу страну к началу плодотворных и плотных экономических и политических отношений с Ираном.
Но, как ни парадоксально звучит, санкции против Ирана Россия пока еще не сняла. Эксперты считают, что Россия может это сделать только вместе с Китаем, у которого в этом плане своя хитрая политика.